В наше время многие люди называют себя верующими, не задумываясь над тем, какой глубокий смысл скрывается в слове «верующий». Все христианские истины, принципы жизни и основы отношения к другим людям укладываются в это простое слово. Книжица, которую вы держите в руках, коротко и ёмко отвечает на вопрос: кто же такие настоящие верующие?

 

 

 

Дмитрий Сергеевич Савельев

Елена Михайловна Кочергина

 

КТО ТАКИЕ ВЕРУЮЩИЕ?

 

 

Содержание

 

Кто такие верующие люди?

Что такое заповеди Божии?

Предписания нашей Святой Православной Церкви

Ветхозаветные и новозаветные заповеди

Триединство и единосущность Бога

Что такое Святая Православная Церковь и что такое храм?

Цель жизни верующего человека

Что такое Промысел Божий?

Можно ли представить Бога?

Что такое грех и что такое покаяние?

Какие бывают грехи?

Что такое Церковная Служба?

Что такое молитва?

Кто такие святые угодники Божии?

Образ и подобие Божие в человеке

Видимый и невидимый миры

Духовный рост и греховный опыт

Делание для Бога и делание для себя

Что значит исповедовать веру?

Что такое гордыня?

Кто такие смиренные люди?

Что такое евангельская любовь?

Что такое христианская жалость?

Бывают ли чудеса?

Кто такие ближние для верующего?

Искушение ближних

Кому молятся верующие люди перед иконами?

Для чего ставятся свечи?

Кто такие бесы?

Душевные и телесные болезни

Символ Веры

Заключение

 

 

 

Вы пришли в православный храм, потому что считаете себя верующим человеком? Это чудесно! Но вы ещё не задумывались как следует над тем, что означает «быть верующим»? Тогда эта книжечка для вас! Она коротко и ёмко ответит на основные вопросы о вере и Церкви, объяснит, в чём состоит смысл жизни верующего человека, растолкует основные понятия, связанные с православным вероучением.

 

Кто такие верующие люди?

 

В наше время стали называть себя верующими многие люди, не имеющие чёткого представления о значении этого слова. Они считают, что умозрительная вера в существование где-то во вселенной некоей сверхъестественной силы («Высшего Разума» и т.п.) или отдавание дани традициям русского народа служат основанием именовать себя словом «верующий».

Однако настоящие верующие люди[1] — это люди, хранящие верность заповедям Божиим, то есть старающиеся вести себя в соответствии с ними, и соблюдающие по мере сил предписания нашей Святой Православной Церкви; люди, принимающие Священное Писание (Библию) как абсолютное знание, не подлежащее сомнению[2], и Православную Церковь как хранительницу и защитницу этого знания.

Людей, которые не хотят исполнять заповеди и предписания Церкви, не знают их или не принимают, Церковь верующими не считает. Для того, чтобы учиться исполнять Божии заповеди и предписания Церкви, нужно их по крайней мере знать, но, к сожалению, многие люди, утверждающие, что не нарушают заповедей, имеют о них весьма смутное представление.

 

Что такое заповеди Божии?

 

Заповеди — это законы, по которым живёт верующий человек. Они даны Богом, и в основе их лежит любовь к Богу и служение Ему. Есть распространённое заблуждение, что Богу служат только священнослужители и монахи, или что Богу служат только в монастырях и храмах. Но на самом деле все верующие люди стараются служить Богу всегда и везде. Служение Богу есть соблюдение заповедей Божиих и предписаний нашей Церкви. Служение Богу бывает общественным (через других людей) и личным (подвижничество). Но служение обществу само по себе не есть служение Богу. Человек не может считать себя верующим христианином на том основании, что он служит обществу, если при этом он не исполняет заповеди и предписания Церкви.

Есть десять ветхозаветных заповедей, данных Господом через пророка Моисея, и новозаветные заповеди, данные людям самим Господом Иисусом Христом. В широком смысле все слова Иисуса Христа, приведённые в Евангелии, являются новозаветными заповедями. Среди них выделяют заповеди блаженства (часть Нагорной проповеди), заповеди, данные ученикам на тайной вечери, и др. Чтобы хорошо разбираться в новозаветных заповедях, нужно прочитать Новый Завет с толкованиями святых отцов. Пытаться самому истолковать новозаветные истины — примерно то же, что расшифровывать таблицу Менделеева, не прочитав даже школьный учебник по химии. Самые общие толкования, а также основы жизни верующего человека приведены в книге «Закон Божий».

 

Предписания нашей Святой Православной Церкви

 

Каждый человек, считающий себя верующим, должен принять Крещение (если не крещён), а затем принимать регулярное участие в Таинствах Покаяния и Причащения. Человек, долгое время не исповедовавшийся и не причащавшийся, добровольно отлучает себя от Церкви и от Бога, так как через эти Таинства осуществляется связь с Богом и очищение души от грехов. Также Церковь предписывает регулярно посещать Богослужение (4-я ветхозаветная заповедь о посвящении одного дня в неделю Богу); ежедневно, утром и вечером, читать молитвы, написанные святыми отцами, в которых изложены истинные нужды и пожелания верующего; соблюдать установленные Церковью посты; регулярно читать душеполезную литературу — в первую очередь, прочитать «Закон Божий» и Священное Писание с толкованиями святых отцов (например, блаженного Феофилакта Болгарского). Все предписания Церкви выполняются по мере сил и возможностей. Их выполнение определяется духовным уровнем верующего человека.

 

Ветхозаветные и новозаветные заповеди

 

Обычно среди неверующих людей считается, что если человек соблюдает с пятой по восьмую ветхозаветные (Моисеевы) заповеди, то есть уважает родителей, не убивает, не крадёт и не изменяет супругу (супруге), значит он живёт «по заповедям». Но эти четыре заповеди истекают из других, более важных. Они раскрывают лишь отдельные аспекты главных заповедей, и само по себе исполнение их при незнании и неисполнении основных заповедей не свидетельствует о христианской нравственности. Неверующие люди если и не нарушают вышеназванные заповеди, то не из любви к Богу. И даже представление об этих четырёх заповедях обычно бывает неполным — например, не все знают, что к убийству приравнивается аборт и бессмысленное убийство животных, а не только то, что подразумевается под убийством в государственном законе.

Вот слова Господа, раскрывающие суть Моисеевых заповедей: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 37–39). Из них видно, что истинная любовь к ближнему не может существовать без любви к Богу, она может только вытекать из неё.

Первые четыре ветхозаветные заповеди, малоизвестные среди неверующих людей, призывают человека любить Бога, творить богоугодные дела и не творить дел, не угодных Богу. Они призывают не привязываться к земным вещам и людям, чтобы любовь к ним не затмила любви к Господу; относиться к Богу с должным почтением и благоговением; посвящать Богу один день в неделю целиком. Последние же две ветхозаветные заповеди — девятая и десятая, — запрещающие ложь и зависть во всех формах, неверующими людьми почти никогда не соблюдаются, даже придуманы такие неприемлемые для христианина понятия, как «ложь во спасение»[3], «добрая зависть»[4] и т.п.

Новозаветные заповеди дополнили и усовершенствовали ветхозаветные. В заповедях блаженства Господь призывает людей быть смиренными — считать себя «нищими духом», считать, что во всех духовных и материальных благах, которыми мы обладаем, нашей собственной заслуги нет, и благодарить Бога за то, что Он дарует нам всё необходимое для духовной и телесной жизни. Господь запрещает[5] любые проявления гордости, тщеславия, превозношения и связанную с ними злость. Он учит нас быть кроткими и незлобивыми. В среде же неверующих распространены такие противные христианству понятия, как «отстоять чувство собственного достоинства» и т.п., призывающие людей проявлять злобу, агрессию и приводящие даже к убийству (например, дуэль).

Для нашего спасения Господь запрещает не только нарушать заповеди на деле, но и в мыслях злиться, гордиться и превозноситься; запрещает пустые разговоры (за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда — Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 36) и всяческое осуждение других людей.

Надо отметить и новозаветную заповедь о нестяжательстве: кто хочет до конца служить Богу, должен, по слову Господа, избавляться от своего имущества, оставляя только необходимый для жизни минимум; направлять доходы на благотворительность, а не на ублажение себя. Также Господь дал заповедь не искушать своих ближних.

 

Триединство и единосущность Бога

 

Бог един и одновременно троичен — это тайна, приоткрытая людям самим Богом, которую невозможно до конца постигнуть умом. Каждое лицо Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын (во время воплощения на земле получивший имя Иисус Христос) и Бог Дух Святой — в то же время является всем Богом во всей Его полноте и совершенстве. Естественно, и молитвы, направленные к одному из лиц Святой Троицы, есть молитвы к Единому Нераздельному Богу, а не к Его «части». О триединстве и единосущности Бога подробнее можно узнать в «Законе Божием» и другой серьёзной христианской литературе.

 

Что такое Святая Православная Церковь и что такое храм?

 

Здание, в котором проходит Богослужение, верующие православные люди называют обычно храмом. Под Церковью же (с большой буквы) подразумевается всё сообщество православных людей, ныне живущих в мире и живших когда-либо в прошлом, потому что христиане считают, что человеческая душа бессмертна и у Бога все живы (Евангелие от Луки, гл. 20, ст. 38). А называть церковью (с маленькой буквы) здание, где проходит Богослужение, среди верующих не принято во избежание путаницы. Отдельные иерархи Церкви осуществляют управление только определённой общиной верующих людей на определённой территории. Во главе же Церкви стоит сам Господь Иисус Христос, поэтому нет и не может быть человека, который бы управлял всей Святой Православной Церковью. В связи с этим римско-католическая церковь, стремившаяся сделать своего иерарха единоличным главой всей Церкви, поставить его на место Господа Иисуса Христа, была отлучена от истинной нераздельной Церкви Христовой, которая после разрыва с Римом стала называться Православной (букв. «ортодоксальной»). Постепенно римско-католическая церковь, а также отделившиеся от неё протестантские конфессии отошли от истинного знания.

 

Цель жизни верующего человека

 

Верующий человек старается соблюдать заповеди Божии и предписания Церкви и тем самым показывает, что стремится к очищению души от греховных привязанностей, к преобразованию её. Он надеется, что очищение души поможет ему спастись — обрести вечную счастливую жизнь с Богом в Царстве Небесном (в раю) после смерти на земле и Страшного Суда. Обычные цели неверующих людей — нажить себе материальное благосостояние, заслужить уважение в обществе, найти интересную работу, самореализоваться в творчестве и т.п. — для православного христианина ничтожно малы по сравнению с этой главной целью. Он понимает, что его земная жизнь в любой момент может прерваться (см. притчу о безумном богаче — Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 16–21), и старается постоянно помнить о Господе и Его заповедях. Преподобный Серафим Саровский в беседе со своим учеником Николаем Мотовиловым говорил, что цель жизни христианина — стяжать, то есть накопить благодать Святого Духа. Говоря простым языком, если мы всеми силами стараемся жить по заповедям Божиим, любить Бога и ближних, то Господь Дух Святой нисходит в нашу душу, преображает и очищает её. И тем самым мы постепенно приближаемся к Царству Небесному.

 

Что такое Промысел Божий?

 

Всё, что неверующие люди относят к случайностям, верующий человек рассматривает как проявления Божией воли в его жизни и жизни других людей, то есть как творимое Богом с определённой целью. Так как Бог находится везде и всегда, существует вне времени и пространства, Он — всезнающ, всё предвидит, определяет, предусматривает и организует. Всё, что происходит, происходит не само по себе, а творится Богом, за всем стоит Промысел, Провидение Господне. Поэтому все события своей жизни, жизни других людей и целых народов верующий человек рассматривает как имеющие определённый смысл, заложенный в них Богом, а не как набор случайностей или проявления судьбы. Понятие судьбы и фатализма, приписываемое христианству, изначально не могло быть свойственно нашей вере, потому что Бог наделил человека, по Своему образу, свободой воли, и каждый человек посредством общения с Богом (молитвы) может воздействовать не только на свою жизнь, но и на жизнь других людей и даже целого народа (как, например, великий русский святой Сергий Радонежский). Верующий человек несчастья, происходящие с ним, считает посылаемыми Богом в наказание[6] за его грехи и для очищения от них; он благодарит Бога за эти несчастья, кается перед Ним и старается исправиться. А в том, что с ним происходит счастливого, он не видит своей заслуги или награды за свои добрые дела, потому что без Бога ничего доброго творить мы не можем (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15, ст. 4–5). Он считает всё это проявлением к нему милости Божией.

 

Можно ли представить Бога?

 

Многие люди представляют Бога в виде человека или другого материального существа, находящегося в каком-то определённом месте, наделённого некими сверхспособностями, который видит всё, слышит всё и т.п. Но в Священном Писании говорится, что Бог — бестелесный и невидимый Дух (см. Евангелие от Иоанна, гл. 4, ст. 24), который незримо присутствует всегда, везде и во всём и контролирует всё. Чтобы бороться с нелепым представлением Бога в виде некоего материального существа, нужно всегда под словом «Бог» подразумевать это объяснение апостола. Бог не «обитает» в определённых местах, Он вне времени и пространства. Просто в отдельных местах (например, в храме) и в определённые моменты жизни мы сильнее ощущаем Его присутствие. Душа наша тоже относится к нематериальному, духовному миру, и только с помощью неё мы можем чувствовать присутствие Бога и познавать Его. Мы не можем увидеть Бога с помощью глаз или представить Его. Изображение на иконах только символизирует присутствие Бога, но не описывает Его, так как Бог превосходит любые человеческие представления, форму, структуру, материю. Изображение Его в виде человека восходит к факту вочеловечивания Сына Божия в Иисусе Христе. Любая икона символична и не есть портрет или точное отображение.

 

Что такое грех и что такое покаяние?

 

Грех — это неисполнение заповедей Божиих. Согрешая, человек отвергает Бога, лишает себя Его помощи и опеки и вверяет себя во власть тёмных ангелов — бесов. Бесы же стараются ввергнуть человека во всё новые и новые грехи, ещё более тяжкие. Единственный способ вырваться из этого замкнутого круга — обратиться к Богу, искренне покаяться в своих грехах и взяться за исправление себя, своего образа жизни. Каяться — значит просить прощения у Бога и у ближних, признавать себя грешным и неправым. Верующие люди каются перед другими людьми за свои проступки и даже за нечистые мысли по отношению к ближним, чтобы примириться с ними[7]. Перед Таинством Причащения необходимо примириться со всеми ближними (попросить прощения за свои грехи и простить ближним их прегрешения) и покаяться в своих грехах в Таинстве Покаяния перед Богом при свидетельстве священнослужителя. Но просто покаяться в грехах недостаточно, верующий человек обязан прилагать массу усилий для исправления себя и борьбы с завладевшими им грехами, в первую очередь с гордостью — матерью всех грехов. Истинное покаяние начинается с внутреннего изменения человека (его ума, самооценки, взглядов на окружающий мир и самого себя), которое со временем приводит и к изменению внешнего поведения.

 

Какие бывают грехи?

 

Любой грех заслуживает внимания со стороны верующего человека: делить грехи на малые и большие, значительные и незначительные весьма вредно для спасения. Так называемые «маленькие» грехи совершаются очень часто, душа увязает в них иногда сильнее, чем в «больших», и поэтому бороться с ними может быть сложнее. Например, прелюбодей (человек, не хранящий супружескую верность) может грешить один-два раза в месяц, а курильщик — шестьсот! Верующий человек уделяет пристальное внимание таким «мелким» своим грехам, как: чревоугодие — привычка вкусно, разнообразно питаться, переедать, много времени уделять приготовлению пищи; празднословие; курение; принятие алкогольных напитков даже в небольших количествах; истощение себя изнурительной работой, спортом; карточные, компьютерные и другие азартные игры; смотрение развлекательных телепередач, спортивных состязаний и других увеселительных зрелищ; слушание агрессивных, похабных, глупых и злых песен; привычка браниться, даже в шутку; привычка рассказывать и слушать анекдоты. За все эти грехи верующий человек исповедуется наравне с «большими» грехами (если они имели место в его жизни) — убийством, кражей, прелюбодеянием, блудом (добрачными половыми связями) и т.д. — и старается побороть эти явления в своей жизни. «Малые» грехи опасны ещё тем, что часто влекут за собой другие: чревоугодие и пьянство влекут за собой празднословие и блуд; празднословие в свою очередь — осуждение и брань; курение — пристрастие к наркотикам; азартные игры — драки и ссоры; изнурительная работа — охлаждение к Богу и стяжательство; смотрение телевизора возбуждает блудные и другие нечистые помыслы.

 

Что такое Церковная Служба?

 

Церковная Служба (Богослужение) — совместная молитва верующих людей. Так как истинно верующие обладают единомыслием — все их основные жизненные цели и принципы совпадают, — священнослужители выражают вслух общие пожелания от имени всех верующих словами святых отцов. На каждом Богослужении верующие каются в своих грехах, благодарят Бога за всё, что у них есть, и просят у Бога помощи в очищении души и помилования на Страшном Суде. Служба идёт несколько часов в определённое время[8], и верующие люди обычно стоят всю Службу от начала до конца.

Самая главная Церковная Служба — это Литургия, во время которой совершается Таинство Евхаристии (Святое Причащение). Во время этого Таинства христиане приобщаются Тела и Крови Господа Иисуса Христа и тем самым не символически, а реально и живо соединяются с Богом в той степени, в какой подготовлены к этому. Регулярное участие в Таинстве Евхаристии очищает душу, даёт христианину силы для борьбы с грехом и делает его участником Божественного естества. Причащаясь, христианин получает залог блаженной вечной жизни с Богом (см. Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 58).

 

Что такое молитва?

 

Молитва есть общение с Богом, обращение к Нему напрямую или через святых Божиих угодников. Святые отцы говорят о двух видах молитвы: умной молитве и безмолвной. Сначала верующий человек учится молиться словами святых отцов — медленно, вдумчиво, внимательно. И только с течением времени, по мере духовного возрастания, верующие учатся молиться своими словами, не оставляя при этом и молитвы святых отцов. Безмолвная сердечная молитва («стояние ума в сердце») — высшая степень молитвы, достигаемая, как правило, только подвижниками.

 

Кто такие святые угодники Божии?

 

Святые угодники Божии (святые отцы и матери) — люди, максимально очистившие свою душу от грехов, угодившие своей жизнью Богу и находящиеся рядом с Богом в духовном мире. Они прославляются Церковью, являются объектом почитания всех верующих, помогают нашим молитвам доходить к Господу. Все верующие стараются читать труды святых отцов (Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадтского, Тихона Задонского, Николая Сербского, Иоанна Златоуста и др.) и их жизнеописания. Более всех святых почитается Богородица — Пресвятая Мать Господа Иисуса Христа.

 

Образ и подобие Божие в человеке

 

Изначально человек был наделён образом и подобием Божиим. Образ Божий — внутренняя свобода выбора, разум, дар слова. Подобие Божие — душевная чистота и безгрешность. Но после грехопадения подобие Божие было нарушено в человеке, и теперь каждый человек приходит в мир наделённым свободой выбора, даром разума и слова, но склонным ко греху. По мере развития вместе с образом Божиим в человеке разворачивается и грех. Очищая свою душу от греха, человек восстанавливает в себе подобие Божие и становится похожим на Господа Иисуса Христа — милостивым, кротким, смиренным, терпеливым и чистым сердцем. Святые угодники Божии, особенно прославленные как преподобные[9] (Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Амвросий Оптинский, Антоний Великий, Макарий Великий и др.), показывают нам живой пример достижения человеком такой степени совершенства.

 

Видимый и невидимый миры

 

К видимому, материальному миру относятся вещи, которые мы можем наблюдать и осязать (в том числе с помощью приборов), например, наше тело. Всё остальное, что существует во вселенной, относится к невидимому, духовному миру, созданному Богом прежде материального, который также именуется Небом[10]. Ему принадлежит наша душа (или, как её называет наука, «психика», «сознание»), в которой рождаются наши мысли и чувства (люди смогли обнаружить электрический нервный импульс, но никто никогда не видел и не осязал мысль). Духовный мир гораздо выше материального, он воздействует на то, что происходит в материальном мире (например, когда в душе возникает мысль пошевелить рукой или ногой, в мозгу рождается нервный импульс, управляющий телом согласно с командами души). В духовном мире живут святые угодники Божии и светлые ангелы, служащие Богу; а в тёмной его части — тёмные ангелы (бесы) со своим предводителем (дьяволом), имеющие злую волю, отпавшие от Бога из гордыни, но всё равно подчиняющиеся Господу.

 

Духовный рост и греховный опыт

 

Почти весь опыт человека до его вступления на путь спасения, вхождения в лоно Святой Православной Церкви, является греховным — носит на себе отпечаток греха. Верующему человеку не следует опираться на него. Святые отцы учат: став христианином и покаявшись в своих былых грехах, надо по мере возможности избавляться от воспоминаний из своей прошлой греховной жизни или преобразовывать эти воспоминания[11]. Духовный опыт — это опыт Богообщения (молитвы), Богопознания, жизни по заповедям Божиим, в согласии с учением Церкви. На него нужно опираться, стараясь не тщеславиться, всегда сознавая свою греховность, ограниченность. Духовный рост (возрастание в вере) происходит медленно и даётся тяжёлыми усилиями в борьбе со своими страстями[12].

 

Делание для Бога и делание для себя

 

Человек может делать одни и те же поступки или из любви к Богу и для Бога, или для себя, для удовлетворения своих потребностей. Причём многие по внешнему виду богоугодные, добрые дела могут совершаться из любви к себе и из гордыни. В основе любого человеческого поступка лежат некие мотивы, которые далеко не всегда осознаются самим человеком. По учению святых отцов, почти все мотивы неверующего человека вытекают из его гордыни и любви к себе. Но человек (из той же самой гордыни) обманывает сам себя, убеждая, что действует бескорыстно. Обычно только через несколько лет живого общения с Богом и активного очищения души от грехов христианин научается делать некоторые поступки из любви к Богу. Неверующий же человек часто убеждает себя и других, что действует из бескорыстной любви к людям и т.п., не осознавая свои истинные мотивы, но в основе его действий чаще всего лежит желание получить за них награду от людей — материальные блага, уважение и т.д.

 

Что значит исповедовать веру?

 

Любой верующий православный человек должен постоянно исповедовать свою веру, быть воином Христовым. Это в первую очередь означает не соучаствовать в греховных делах других людей, открыто заявляя о своей вере и о том, что это — грех; быть готовым пострадать за свои христианские убеждения; не оглядываться на так называемое «общественное мнение», которое часто поощряет грехи и осуждает богоугодные дела; наставлять ближних в вере и заботиться о спасении их душ.

 

Что такое гордыня?

 

Гордыня, или душевная гордость, есть своеволие, себялюбие, непослушание, превозношение, тщеславие. Она в той или иной мере свойственна всем людям без исключения. Гордыня — самый главный враг на пути верующего к спасению, из неё происходят все остальные грехи. Гордыню называют также первородным грехом: из-за неё пали наши прародители и она лежит в основе всех других грехов. Очищение души от страстей и приближение к Богу есть борьба с гордыней. Невозможно достигнуть Царства Небесного, не победив в той или иной степени свою гордыню. Проявлению гордыни всегда сопутствует грех нераскаянности — непризнание себя грешным и неправым, нежелание просить прощения у Бога и ближних.

 

Кто такие смиренные люди?

 

Смиренные люди — это люди, во всём полагающиеся на волю Господа, слушающиеся Его во всём. Они верят, что всё, что происходит с нами, направлено Господом к нашему спасению, поэтому главное — не мешать Господу спасать нас, не проявлять своеволия, не идти на поводу у собственных прихотей и желаний. Воля Господа выражена в заповедях Его, которые блюдёт Церковь, в Священном Писании, а также проявляется в жизни каждого человека. Очень часто Бог являет нам чудеса — вещи, не поддающиеся логическому объяснению и не вписывающиеся в теорию вероятностей, — но большинство людей склонны не обращать на них внимания. Господь старается отвратить нас от гибельного пути и направить ко спасению: через нашу совесть и наши чувства, через всё, что с нами происходит, сообщает нам о том, что нужно или не нужно делать. Смиренные люди стараются сделаться гибкими и чувствительными к проявлениям воли Господа, поступать только в соответствии с ней. Смирение не есть слабоволие. Часто Бог требует от нас решимости, твёрдости, неотступности.

 

Что такое евангельская любовь?

 

Любить ближнего по-евангельски — это означает не только желать ему благополучия, выздоровления от телесной болезни и т.п. Евангельская любовь — это не чувственная любовь между мужчиной и женщиной, не любовь родителей к своим детям, не дружеская любовь. В том, чтобы любить своих родственников и вообще тех, кто нас любит и уважает, никакой заслуги перед Богом нет (см. Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 46–47). Евангельская любовь — в первую очередь одинаковая любовь ко всем людям как творениям Божиим, независимо от того, кто они по социальному статусу, кем тебе приходятся и как к тебе относятся. Любить по-евангельски — желать ближнему обращения к Богу, выздоровления от душевных болезней (страстей) и спасения его души.

Господь учит любить по-евангельски даже своих врагов (см. Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 43–45). Преподобный Силуан Афонский, например, так писал о евангельской любви к врагам: «Кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого. Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слёзы за весь мир».

 

Что такое христианская жалость?

 

Для верующего жалеть ближнего — это не просто утешать и успокаивать его. Христианин должен также наставлять ближнего в православной вере и объяснять, что скорби, трудности и болезни посылаются нам для того, чтобы мы покаялись в своих грехах и встали на путь спасения. Он должен стараться всегда говорить человеку правду, даже если речь идёт о болезни, считающейся неизлечимой. Простое же утешение зачастую только вредит человеку: он успокаивается и продолжает губить свою душу, ещё глубже коснея во грехах.

 

Бывают ли чудеса?

 

Верующий человек уверен, что Творец, создавший всё, что существует, дающий всему жизнь и всё контролирующий, может изменять что угодно в Своём творении. Он может отменять любые законы, по которым существует материя, то есть совершать любые чудеса. Господь совершает чудеса, чтобы люди уверовали в Него, чтобы помогать верующим спасать свою душу, для укрепления их в вере и по своему обещанию исполнять всё, о чём Его просят с искренней верой (см. Евангелие от Матфея, гл. 21, ст. 21–22). Самым известным «зафиксированным» чудом является ежегодное сошествие благодатного неопаляющего огня на Святой Гроб Господень[13] в православную Великую Субботу накануне Пасхи[14]. Часто случается истечение благовонного масла (мира[15]) или крови от святых икон и мощей; исцеление людей от болезней (в том числе «неизлечимых») от икон, мощей, мира, освящённого масла и освящённой воды. Есть десятки и сотни тысяч фактических примеров чудес, подтверждённых многими очевидцами.

 

Кто такие ближние для верующего?

 

Верующий человек считает ближними не только родственников и друзей, но всех людей на земле, потому что перед Богом все люди равны. Господь всех людей называет Своими детьми, и те люди, которые признаю́т Бога своим отцом, учатся обращаться со всеми людьми, которых встречают, как с родными братьями и сёстрами. Поэтому и помогают они в равной степени как родственникам и друзьям, так и совершенно незнакомым людям.

 

Искушение ближних

 

По заповеди Господа, верующий человек старается не искушать ближних своим поведением, не подавать им дурной пример, не вовлекать их в грехи, которые ещё не поборол в себе, не раздражать и не расстраивать их. Искушение ближних является тяжелейшим грехом, поскольку отвращает ближних от Бога и мешает им спастись.

 

Кому молятся верующие люди перед иконами?

 

Когда верующие люди молятся перед изображением Господа, они молятся живому Богу, то есть бестелесному и невидимому Духу, а не иконе[16]. Икона просто символизирует присутствие Бога (который находится всегда и везде) в том месте, где мы молимся, и помогает нам сосредотачивать внимание на молитве. Молясь святым угодникам Божиим, верующие молятся не изображению святого и не святому таким, каким он был при жизни. Они молятся живому святому, потому что верят, что все святые живы и сейчас, находятся рядом с Богом в духовном мире и помогают нам осуществлять связь с Богом. Есть множество различных образов Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках, и перед любым из них можно молиться Богоматери о заступничестве перед Божественным Сыном[17] или Божественному Младенцу об избавлении от любой скорби, в первую же очередь о спасении.

 

Для чего ставятся свечи?

 

Свеча ставится перед иконой с символическим изображением Господа, Божией Матери, ангела, святого или священного события в знак почитания Бога, ангела, святого или священного события, а также на канон[18] за упокой усопших. Свеча ставится с молитвенным обращением к тому, кто изображён на иконе. Не следует ставить свечу перед иконой, если не знаешь, кто изображён или какое событие изображено на ней.

 

Кто такие бесы?

 

Бесы (тёмные ангелы) — бестелесные, невидимые существа, относящиеся к нематериальному, духовному миру, которые постоянно воздействуют на каждого человека, отвращают его от Бога и склоняют ко грехам, желая погубить его душу. Они могут наводить на человека различные состояния от тяжелейшего уныния и злости до неконтролируемой эйфории, воздействовать на его мышление и чувства, но не могут заставить сделать что-либо. Поэтому за свои поступки человек сам несёт ответственность перед Богом и не должен сваливать вину на бесов. Бывают случаи вселения бесов в тела людей — бесноватость. Бог есть Любовь и потому делает всё что можно для спасения каждого человека. Он контролирует всех бесов, и без Его святой воли бесы не могут причинить человеку никакого вреда. С целью спасения человека Господь попускает падшим ангелам творить зло, чтобы вывести человека из бесчувственного состояния и обратить на путь покаяния и спасения.

 

Душевные и телесные болезни

 

Душевными болезнями верующие называют страстные привязанности к тем или иным грехам, а не психические заболевания. По учению святых отцов, именно греховные привязанности и нераскаянные грехи являются причиной большинства телесных и психических болезней. Раскаиваясь в своих грехах перед Богом и людьми, избавляясь от греховных привязанностей, человек излечивается от душевных болезней и, как следствие, исцеляется и от телесных.

 

Символ Веры

 

Краткое изложение основных христианских истин, свято хранимых и отстаиваемых Православной Церковью, называется Символом Веры. Христиане веруют[19], что и видимый и невидимый миры создал Бог Отец через своего Сына с помощью Святого Духа. Что Сын Божий ради нашего спасения вочеловечился (воплотился на земле) — стал Богочеловеком Иисусом Христом, — предал Себя на смерть, воскрес и вознёсся на Небо, тем самым открыв людям путь в Царство Небесное — к блаженной вечности с Богом. Что ныне существующий материальный мир прекратит своё существование в день Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, после чего все люди, когда-либо жившие на земле, явятся на Страшный Суд, где решится, кто достоин Царства Небесного, а кто — нет[20]. Что любой человек помощью Духа Святого может побороть свои страсти, соединиться со Христом и уподобиться Ему[21]. Что Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, Апостольская, не исказившая учение Христа и апостолов, но передающая его из поколения в поколение целостным и невредимым.

Символ Веры на церковно-славянском языке можно найти в любом молитвослове в утренних молитвах.

 

Заключение

 

Итак, мы очень коротко ответили на основные вопросы, возникающие обычно у человека, заинтересовавшегося православной верой. Но, конечно, вам не стоит ограничиваться лишь знаниями, почерпнутыми в этой книге. Если вы хотите не только понять, кто такие верующие, но сами желаете стать членом Церкви Христовой, то вам стоит поглубже изучить православное вероучение — почитать в первую очередь Новый Завет с толкованиями святых отцов, «Закон Божий» и другую серьёзную христианскую литературу, которую можно купить в храмах и церковных книжных магазинах. Из этих книг вы узнаете, как стать настоящим православным христианином, и сможете начать трудный, но радостный путь восхождения к Господу.

Бог в помощь вам!

 

 

 

Список литературы

 

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.

Давыденков О.В., протоиерей. Катихизис (Курс лекций в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете). — М.: ПСТБИ, 2000.

Житие преподобного Серафима Саровского. — Благовест, 2002

Иванов, А.В. Руководство к изучению священного писания Нового Завета.. — М.: Воскресение, 2008.

Митрополит Филарет (Дроздов). Катехизис православной церкви. — М.:  Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012.

Монаха Евфимия Зигабена Толкование Символа Веры (Перевод архим. Амворосия (Погодина) // Православный путь: Церковно-богословско-философский ежегодник. —Джорданвилль, 1991.

Слободской Серафим, протоиерей. Закон Божий. Руководство для семьи и школы. — М.: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002.

Софроний (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учение и писания. — Минск: Лучи Софии, 1998.

 

 



[1] В нашей культуре словом «верующий» обозначается человек, принадлежащий к Православной Церкви.

[2] Знание истинное, безусловное, фактическое, немифическое.

[3] По христианскому учению, отец лжи — сатана, а Спаситель — Господь Иисус Христос.

[4] Зависть всегда зла, а когда радуешься за ближнего, это проявление не зависти, а любви.

[5] Запрещает так же, как любящая мать запрещает своему ребёнку играть со спичками, чтобы он не причинил себе какого-либо вреда.

[6] Слово «наказание» происходит от слова «наказ», «наставление». Господь посылает человеку скорби, чтобы он увидел, что поступил или поступает неправильно. Скорби, душевные муки есть следствие греха и средство для вразумления, покаяния, исправления.

[7] Божии угодники просили прощения даже тогда, когда их обвиняли незаслуженно.

[8] Литургия (обедня) обычно начинается в 9.00 и идёт час-полтора; Всенощное бдение (Всенощная) — в 17.00 и продолжается от 2-х до 4-х часов.

[9] Букв. «уподобившиеся» (Христу).

[10] Другие значения слова «Небо»:

– Царство Небесное, рай (куда попадут праведники после Страшного Суда)

– светлая часть духовного мира, где нет бесов

[11] Благодарить Бога за все события своей жизни, видеть в них Промысел Божий, руководивший тебя ко спасению, рассматривать их как искание Истины — искание Христа.

[12] Слово «страсть» переводится с церковнославянского языка как «страдание». «Страсти Христовы» — телесные страдания Христа, безгрешного по природе. Человеческие страсти — нечистые желания, мучения от греховных привязанностей.

[13] В храме Воскресения Христова, в Иерусалиме.

[14] Католическая Пасха не всегда совпадает с православной, но огонь сходит именно накануне православной Пасхи, поэтому чудо свидетельствует об истинности Православия.

[15] Им. падеж — МИРО.

[16] По слову святых отцов, почитание образа восходит к Первообразу — к Богу.

[17] Молитвенный возглас «Пресвятая Богородица, спаси нас!» означает «заступись за нас» или «помолись о нас», потому что спасает один лишь Господь Иисус Христос.

[18] Прямоугольный столик с Распятием и гнёздами для свечей, именуемый также «канун» или «канунник».

[19] Под словом «верить» («веровать») христиане подразумевают не слепую веру, а знание, полученное опытным путём.

[20] Святые отцы пишут, что Бог по милости Своей не отвергнет ни одной души, но люди, не возлюбившие Бога при жизни, сами будут избирать вечность без Бога.

[21] Уподобиться Христу — сделаться богоподобным, обо́житься. Христос, будучи истинным Богом и истинным человеком, соединил в Себе Божественную и человеческую природу. Таким образом мы получили возможность постепенно становиться богоподобными. Святитель Ириней Лионский так говорил об этом: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Дух Святой входит в сердце верующего человека и постепенно уподобляет его Христу.